Подписка на обновления

Не найдено рубрик для подписки.



Газета "Молодой специалист"
нова книга баннер.jpg


Каталоги закупщика

Кормовые добавки и БАДы

скачать кнопка.png   о каталоге.png

КАТАЛОГ_БАДы_2016

Гигиена и уход
скачать кнопка.png   о каталоге.png
Каталог закупщика. Гигиена и уход



Выставки

 1.png
 nvc200x100.png
 РКФ 2021.jpg
 baner_zoomedvet.jpg
 200х100_16-18febr2022_аним_var-2.gif
Артемида Ветклиника.jpg
100x100_Catsburg.jpg



www.spzoo.ru.gif






Приглашаем к обмену баннерами и ссылками.

banner.gif 

Код баннера 100х100


   
  

ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПРО НАКАЗАНИЕ?

ЧТО НАДО ЗНАТЬ  ПРО НАКАЗАНИЕ?


Как известно, наказание — это негативное последствие какого­то действия или отсутствие положительного результата от какого­то действия. Неуспешные действия животное не повторяет. Наоборот, оно стремится повторять действия, которые привели к успеху (на этом принципе строится обучение с помощью положительного подкрепления).

                                                                 

Наказание 
как естественная реакция

В повседневной жизни, когда собака изучает мир, она получает ответную реакцию на свои действия — положительную или отрицательную. Таким образом собака методом проб и ошибок учится себя вести. Например, если собака грубо отреагировала на сородича и он не захотел с ней играть, она уяснит, что надо реагировать менее резко. Если она все время общается с вежливыми собаками, то постепенно, шаг за шагом, усваивает правила поведения. Если собака много раз пробовала открыть дверь и у нее ничего не получилось, она, скорее всего, вовсе перестанет это делать. И наоборот, если собака открыла сама дверь и от этого получила доступ, скажем, к заветной кровати, она станет чаще открывать дверь и затем, возможно, поинтересуется, что таится за какими­то другими дверями. Получается, что наказание — это мягкая, естественная реакция окружающего мира на действия собаки.

 

Наказание 
в исполнении людей

Когда люди наказывают собаку, они тоже стараются создать у нее негативную ассоциацию с нежелательным действием. Но такое наказание чаще всего не работает или приводит к нежелательным побочным эффектам. Это происходит по разным причинам. Назову три из них. Во­первых, люди не всегда понимают мотивацию собаки к нежелательному действию — это действие могло быть вызвано какой­то неудовлетворенной физической или ментальной потребностью. Во­вторых, скорость реагирования людей гораздо ниже скорости реагирования собак, поэтому люди чаще всего не успевают наказать собаку в момент нежелательного действия, а наказывают в момент, когда внимание собаки уже переключилась на что­то другое. В результате у собаки могут возникнуть новые нежелательные ассоциации. Типичный пример: хозяин хочет наказать собаку за то, что она тянет за поводок. Поэтому он старается сделать рывок в момент, когда собака отступает от его ноги. Но фактически реакция хозяина запаздывает, и собака получает боль от рывка на несколько секунд позже, в момент, когда ее внимание уже направлено на другую собаку. Собаке может быть достаточно даже одного такого случая, чтобы у нее возникли негативные ассоциации с сородичами. В­третьих, люди склонны к слишком резким реакциям. Они часто используют грубые наказания, вызывающие боль и страх. Как мы видим в примерах выше, в природе наказания достаточно мягкие. Они больше похожи на акт коммуникации, а не на казнь.

 

Альтернатива

В новой кинологии вместо прямых наказаний используют альтернативные методы:

обучение альтернативным действиям (например, собаку приучают приносить игрушку вместо того, чтобы прыгать на гостя);

лишение успеха от нежелательного действия (например, у собаки отбирают украденный со стола кусок колбасы);

игнорирование нежелательного действия (например навязчивой попытки привлечь внимание);

нежелательное действие останавливают различными способами (например сигналом примирения «разделение», «отворачивание», отзыв в сторону и т.д.);

собаку стараются не ставить в ситуацию, с которой она не может справиться, не показывая нежелательное действие (например, не бросать ей мяч, если стресс от игры в мяч вызывает проблему поведения);

если нежелательное действие вызвано стрессом, собаку успокаивают простыми приемами, которые можно разучить заранее;

создание системы менеджмента ситуаций, с которыми собака не может справиться без проблем (например, упражнение «посмотри на меня», используемое в трудной ситуации);

обучение необходимым для жизни навыкам путем положительного подкрепления (хождение на расслабленном поводке, обучение правильно реагировать на других собак и людей и т.д.).

 

В результате у собаки 
формируется новое, желательное поведение.

 

Ольга Кажарская зоопсихолог, 
издатель «Догфренд»

 

Издательство книг о собаках «Догфренд»

www.dogfriend.org



Назад в раздел